Форсайт и синергия в управлении бизнесом

Алехина Оксана Евгеньевна — к. э. н., доцент МВА-программ ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, бизнес-консультант, партнер проекта «Академия социального искусства» (г. Москва)

Ушакова Татьяна Витальевна — эвритмист, менеджер социокультурных проектов, ведущая программы «Эвритмия как инструмент развития людей и организаций», реализуемой в рамках проекта «Академия социального искусства» (г. Москва)

Кузнецова Дарья Сергеевна — партнер проекта «Академия социального искусства», руководитель творческой студии «Нескучный сад», имеет десятилетний опыт руководства отделом продаж в IT-отрасли (г. Москва)

 При выстраивании и планировании своей деятельности в современных нестабильных условиях руководители вынуждены уже в настоящем учитывать последствия ожидаемых в будущем изменений. Такое «конструирование будущего» предполагает владение методами прогнозирования и развитие так называемого «форсайтного» мышления.

Чтобы ответить на вопрос, как развить в себе способности такого рода, нужно, прежде всего, понять природу форсайта[1]. Многим знаком этот феномен: внезапное озарение, рассеивающее все вопросы и сомнения в отношении того, как поступить. Анализируя условия, предшествующие этому состоянию, можно прйти к выводу, что для возникновения форсайта необходимо задействовать полярные силы: концентрации и отпускания, системности и импровизации, или чувство эмпатии к двум противоположным точкам зрения на одну и ту же проблему. Схематически это можно представить как общий центр и открытость в разных направлениях, что создает точку бифуркации, когда полюса могут соединиться в единое целое, а наше сознание максимально расшириться. В такой момент «выворачивания» центра и периферии мы получаем эффект синергии. В результате синергии возникает новое качество, превосходящее результат простого суммирования отдельных частей, форсайт, или качественный скачок.

Помимо полярных сил, еще одним ингредиентом, входящим в «рецепт» синергии и форсайта, является время. Если переключение с одного полюса на другой представляет собой подготовительный этап, то для возникновения описанных выше явлений необходима встреча полюсов и их преобразование в моменте времени, в «здесь и сейчас».

Возвращаясь к вопросу о том, как целенаправленно развивать способности «форсайтного» мышления, использования синергетического эффекта, можно сказать, что для этого необходимы тренировки состояния присутствия в полярных элементах. Такую возможность предоставляет искусство эвритмии. Эвритмия, в переводе с греческого, означает «гармоничный ритм», ритм как соотношение противоположностей. Эвритмические упражнения создают условия для одновременного переживания полярных качеств, например, таких как я и мир, внутреннее и внешнее, сознание и материя. Результат занятий эвритмией — расширение сознания, продвижение на пути поиска и реализации потенциала полюсов и их синергии.

Опишем несколько примеров того, как можно практически использовать эффекты синергии и форсайта в управлении бизнесом и прорабатывать требующиеся для этого способности через эвритмию.

НОВЫЙ СМЫСЛ — НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

 Ведение своего дела со временем превращается в рутину, когда устоявшийся круг обязательств исполняется изо дня в день. Если при этом мы не уйдем в себя, а заинтересуемся тем, что происходит вокруг, то у нас появится шанс найти новые смыслы нашей привычной деятельности. Перед нами откроются новые перспективы, доступ к незнакомым рынкам и клиентам.

Основатель немецкого концерна dm Гетц Вернер так описывает переворот, произошедший в его подходе к управлению бизнесом после знакомства с антропософией и деятельностью голландского института NPI (Netherland Pedagogical Institute) Как расшифровывается аббревиатура?: «Это как переворот Коперника, прорыв в сознании. Я придерживался очень распространенного мнения, что если цель организации заключается в производстве продуктов или предоставлении услуг, то средством, инструментом являются люди, которых нужно для этого нанять. Спустя время, я стал мыслить в ином направлении, т.к. понял: все как раз наоборот. Человек — это цель, а предоставление услуг — это средство для ее достижения. В момент озарения вы не только меняете местами понятия, вы оказываетесь на другой планете. Перед вами открываются новые возможности, и вы говорите себе: цель моей деятельности в том, чтобы сотрудники, проработав в компании, захотели написать книгу о своей жизни, чтобы люди, покупая продукты нашего предприятия, могли лучше удовлетворять свои потребности, а наши поставщики сумели бы реализовывать свои способности. Для того, чтобы ответить на вопрос, что является целью, а что средством, следует отказаться от многих привычных форм, я, например, ушел в своей работе от иерархической структуры управления»[2].

Когда Гетцу Вернеру удалось найти ответ на этот вопрос, в компании многое изменилось: расширился ассортимент, появились программы личностного развития для сотрудников, запустились социально значимые проекты, и как следствие произошел стремительный рост организации. Сейчас dm насчитывает около 3000 филиалов в 12 европейских странах. В компании работают около 55 000 сотрудников, а ее годовой оборот составляет около €9 млрд. Эта организация является лучшим работодателем в сфере розничной торговли Германии. В 2014 г. концерн dm получил приз за необычный, инновационный стиль управления, а Гетц Вернер отмечен как лучший основатель бизнеса в современной немецкой экономике.

Открытость новому, динамичность восприятия и мышления — все это необходимые предпосылки для осознания смысла и цели своего дела, для перехода от знания, как сделать, к знанию, зачем это делать.

Совместные эвритмические упражнения помогают развивать качества мышления. Например, выполняя упражнение «Треугольники» , группа осваивает движение по определенной схеме (рис. 1), предусматривающей смену ролей и мест частей общей большой формы. Например, девять человек двигаются, описывая равносторонние треугольники (по три человека на фигуру), вписанные в один большой треугольник. После прохождения своих траекторий, каждая группа по кругу переходит на место другой, сохраняя свои позиции. Реализация такой задачи требует расширения восприятия, четкого видения не только своего места в общей картине происходящего, но и «идеала» всей формы в условиях меняющейся среды. После того как появляется уверенность в собственных действиях при движении с ориентацией на центр большого общего треугольника, все участники разворачиваются и проходят тот же путь, сохраняя фронтальную ориентацию. Появление нового ориентира (смысла) в привычной деятельности меняет восприятие происходящего и открывает неизведанные перспективы развития.

Рис. 1. Динамические треугольники. Схема упражнения «Треугольники»

ПОИСК ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ

В ситуациях, когда классические, привычные схемы решения проблем не приносят желаемого результата, эффект синергии может помочь найти выход из тупика. Для этого создается рабочая группа с привлечением экспертов извне. Объединяются усилия профессионалов в сфере эвритмии и специалистов из других областей. После описания поставленной задачи, каждый озвучивает возникшие в связи с ней ассоциации, аналогии, образы, а также ее возможные решения. Разница взглядов и подходов создает поле креативности, где участники не конкурируют, пытаясь отстоять свою позицию, а работают на общий результат, помогают развивать идеи друг друга. Этот метод поиска нетривиальных решений носит название синектики[3]. Ниже представлен один из примеров его использования.

«У.Дж.Дж. Гордон использовал эту стратегию для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новый товар и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объем самих чипсов. Парадокс состоял в том, что продукт должен быть упакован более компактно и при этом не ломаться. Название книги, которое выражает суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость». В качестве аналогии решили рассмотреть укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Однако сырые листья мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, что дало начало чипсам Pringles»[4].

Для работы по методу синектики подобранная группа проходит специальную подготовку. В первую очередь, важна сплоченность, выработка общего лексикона, связанность между членами, способность слушать и слышать друг друга.

Большую роль здесь также могут играть эвритмические упражнения, моделирующие предстоящий процесс работы и позволяющие, говоря языком бизнеса, приобрести навык оптимальной «расшивки» узких мест. Например, члены группы стоят, образуя круг, задача в том, чтобы каждый участник пересек центр круга по прямой траектории и достиг противоположной точки. Трудность состоит в том, что делать это нужно всем одновременно. Цель данного упражнения — решить задачу путем не столкновения интересов и пробивания своей дороги (рис. 2а), а нахождения совместной траектории движения в пространстве, т.е. своего рода «несения» друг друга в пространстве (рис. 2б). После упражнения становится очевидно, что подобное «несение» друг друга возможно и в совместном мыслительно-творческом и деятельностном процессе, когда каждый целенаправленно создает условия для вклада других в выполнение общей задачи. Таким образом, подобное упражнение — это ключ к синергетическому взаимодействию и успешному поиску инновационных решений.

  

Рис. 2.а Схема упражнения. Свой путь

 

Рис. 2. б Путь другим.

ЭФФЕКТИВНОЕ ОПЕРАТИВНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ 

Осознанная работа по созданию оптимальных условий возникновения форсайтов и синергии помогает оперативно принимать правильные решения. Основой служит хорошая структурированность деятельности, адекватное планирование, детальная подготовка предстоящих мероприятий и вместе с тем способность воспринимать происходящее здесь и сейчас, гибко изменять план и структуру в зависимости от возникающих обстоятельств. Сочетание структуры и гибкости — залог спонтанного принятия правильных решений.

В проектах по сопровождению стратегических изменений часто используется метод «Обучение действием», который предполагает взаимное дополнение полярностей. Группа руководителей работает в рамках утвержденных концепций, согласно которым, заданы цели, сроки, базовые этапы проекта, ожидаемые результаты и критерии эффективности (стратегическое управление). При этом на регулярных встречах, которые проходят один раз в две-три недели, внимательно изучается ход реализации проекта, разрабатываются возможные сценарии последующих действий и в завершении формируются планы на определенный период (ситуационное управление). Тем самым каждый проект предполагает наличие четко обозначенных рамок, или структуры (что подразумевает жесткость мышления), а также планов, учитывающих особенности текущей ситуации и позволяющих действовать ситуативно в условиях заданной структуры, изменяя ее при необходимости (это говорит о гибкости мышления).

«Мужество в реальности» — так можно назвать компетенцию, необходимую для отказа от выработанных схем и переходу к действиям, необходимым в данный момент. Сочетание стратегических действий с импровизацией создает условия для возникновения форсайта, когда следующий шаг становится очевидным.

Баланс этих качеств также можно развивать в себе при помощи эвритмических упражнений. Для этого участники получают задание поочередно проходить прямолинейные пути с постоянным ориентиром (что соответствует характеру планирования, стратегического мышления), и дугообразные траектории с ориентацией по ходу движения (состояние открытости моменту, реагирования на изменения среды) . Например, стоя в общем круге через одного, члены первой группы двигаются по траектории, описывая форму пятиконечной звезды, смотря в центр круга, члены другой — форму лемнискаты (восьмерки) с ориентацией по ходу движения и переходом на следующее место в своей группе (рис. 3). Участники поочередно выполняют задание, имея возможность наблюдать друг за другом и анализировать различия в действиях. Группа, описывающая фигуры «Звезды», к примеру, может заметить, что им легче выполнить задание, поскольку они всегда видят друг друга, контролируют ситуацию, имеют возможность поддержать («нести») друг друга в движении. В группе, двигающейся в форме «восьмерки», каждый полагается на свои силы, на необходимое действие в нужный момент, на основе визуализации будущего действия. Кроме прочего, важно увидеть схожесть в движениях обеих групп. Для этого необходим «взгляд сверху», системное восприятие движения всей группы. Если это удается сделать, участники замечают, что в основе и той, и другой формы лежат три круга: внешний, средний и внутренний. Это открытие позволяет перейти к этапу совмещения форм, когда члены группы двигаются по своим траекториям одновременно и выстраивают гармоничное взаимодействие, опираясь на найденную структуру (три круга) и чувство правильного соотношения друг друга в каждый момент общего движения. Смена ролей членов групп в рамках этого упражнения развивает способность переключать свое мышление со структурного на процессное и, наоборот.

Рис. 3. Звезды и лемнискаты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Сегодня руководителям компаний недостаточно только знать и понимать необходимость действовать инновационно, важно также осознанно развивать в себе новые способности. Дефицит таких навыков часто оборачивается конфликтами и сложностями в деловой жизни, реальными финансовыми потерями и крахом проектов.

Для изменения поведения важно, чтобы навык был освоен на всех уровнях: мыслительном, душевном и волевом, пережит сполна человеком. Благодаря эвритмии это становится возможным, вы можете «оживить» процессы обучения, сделать подвижным мышление, развить способность точного восприятия для того, чтобы отвечать на вызовы постоянно изменяющихся условий современного мира.

Мы рекомендуем осознавать и осваивать новые навыки в совместных тренировках, плавно осуществляя внутренние изменения и проецируя их на свои рабочие процессы.

[1] Форсайт — англ. foresight — видение будущего. — Здесь и далее прим. авт.

[2] Schmidt V.E. Wer ist Götz W. Werner? — http://www.unternimm-die-zukunft.de/de/goetz-werner/langer-text-goetz-w-werner.

[3] Синектика (англ. synectics — совмещение разнородных элементов) — метод коллективной творческой деятельности и исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников.

[4] Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. — СПб.: «Питер». — 2007. —302 с.

2018-11-04T17:09:45+00:00Рубрики: Эвритмия|