Биографическая работа — осознанность в отношении собственной судьбы

Biography Work : Awakening to Destiny ( Осознанность в отношении собственной судьбы), Margli Matthewsперевод О. Алехиной.

Биографическая работа —это поиск смысла. Смысл возникает в человеческих сердцах из уверенности в том, что жизнь вообще и человеческая жизнь имеют важное значение, и что события и процессы в нашей жизни способны выявить их смысл, если мы научимся изучать их. Биографическая работа с группами или с частными лицами, как обучение для взрослых или как индивидуальные консультационные встречи, разработана в середине этого века, так как все большее число людей живут с экзистенциальными вопросами: кто я? Откуда я пришел? Куда иду? Какова моя задача? Что я могу сделать для этого мира? Что означает моя жизнь?

Эти вопросы сегодня выражают стремление выйти за пределы нашего повседневного чувства себя самого, с его страхами, гордыней, комфортностью и иллюзиями, чтобы обнаружить всеобъемлющую и объективно надежную картину кто мы есть. Мы стремимся найти доступ к нашему собственному творческому центру, который включает наши глубокие цели и намерения, чтобы найти определенность собственной личности, которая не может быть поколеблена, свет в себе, который не может быть потушен.

Вацлав Гавел, в разговоре на тему «Новое измерение человека» говорит: «Эксперты могут объяснить нам все что угодно в объективном мире, но мы понимаем нашу собственную жизнь, меньше и меньше. Мы живем в постмодернистском мире, где все возможно и нет почти ничего определенного… сегодня, вероятно, реальна только надежда людей на возобновление уверенности, что мы коренимся в земле и в то же время в космосе. Это осознание наделяет нас способностью для самостоятельного выхода за рамки самих себя (трансценденции)». В этом отрывке Гавел захватывает что-то от импульса биографической работы. С одной стороны этот импульс является ответом на потерю уверенности и поддержки из прошлого; с другой стороны он стимулирует растущее чувство свободы личности и самоопределения.

Наше прошлое уже не дает нам ни чувства идентичности, равно как и не может направлять нас в множестве вариантов выбора, которые стоят перед нами ежедневно. Наши опыт и образование, моральные и эмоциональные кодексы поведения, которые мы унаследовали, зачастую недостаточны, чтобы помочь нам справиться с событиями и кризисами, которые сегодня мы встречаем с такой силой. Нет ни одной простой жизни, и очень немногие избавлены от сложных событий жизни. Граница между нашим повседневным сознанием и сущностным в мире и в нас самих включает различные слои и уровни нашей души. Новые, иногда запутанные мысли, восприятие духовного, вместе с незнакомыми чувствами, желаниями, стремлениями и импульсами вторгаются в наше сознание.

Они могут подавить или обеспокоить нас, но они также говорят о более глубоких аспектах мира и нашей собственной природы, которые требуют быть понятыми и интегрированными с картиной того, кто мы есть. Перед лицом этой ситуации, мы одновременно уязвимыми и сильны, и становится актуальным нахождение основы в себе самом из которой мы можем встретить все, что жизнь приносит нам с силой и уверенностью, которая не может быть уменьшена или подорвана.

Мы должны расширить наше обычное эго сознание и осознавать духовную реальность, которая работает внутри и за явлениями нашей жизни. Биографическая работа — это путь к новому уровню осознанности. Это путь, чтобы стать активным и проснуться, чтобы вступить в диалог с нашей собственной жизнью, задавать вопросы и слушать, так что сама жизнь начинает открывать нам свои тайны и богатства. И это не спекуляции относительно того, кто мы были в прошлом воплощении и это не о постоянном кружении вокруг нашего прошлого в этом воплощении. Скорее, это позволяет нам найти новую, свободную связь с нашим прошлым, чтобы быть осознанными в настоящем и встречать то, что приходит к нам из будущего с открытостью и надеждой. Это путь к тому, чтобы обнаружить и выразить правду собственного бытия.

Когда мы пересматриваем и пытатемся расшифровать внутренние и внешние обстоятельства, события, этапы, отношения и темы, которые составляют суть нашей истории, мы начинаем понимать собственные руководящие намерения и основные мотивы. Это может привести нас к чувству руководителя или писателя нашей биографии, того, кого мы встречаем и с кем работам вместе с каждую ночь и после смерти, чтобы переварить и превратить наше прошлое в новые возможности для развития в будущем. Когда мы рассматриваем нашу жизнь в контексте закономерностей развития человека, кармы и реинкарнации, невидимые реалии нашей жизни, становятся видимыми; мы осознаем нашу вечную и постоянно меняющуюся природу и деятельность сверхчувственного мира в нашей судьбе.

Для того, чтобы найти наш путь к источнику нашего развития и чтобы идентифицироваться с ним, необходимо стать еще более чувствительными к карме из прошлого и будущего; это позволяет нам поставить себя свободно и полностью в наши кармические связи и обстоятельства и обратить наше внимание на то, чтобы служить миру. Биографическая работа, следовательно связана с открытием «кто я», «кто ты», и «кто мы». Она может пробудить в нас интерес к миру вокруг нас, к нашему времеми, и к людям, которых мы встречаем в жизни. Мы можем прийти к жизненному опыту, что нашу жизнь приносят нам другие люди, что персональное развитие и социальное развитие являются двумя сторонами одного действия.

Работая с материалом нашей собственной жизни, мы развиваем новые душевные способности; мы пробуждаем способность встречаться с миром творчески. Рудольф Штайнер говорил «обзор своей биографии как деятельность, является противовесом росту анти-социальных сил, которые необходимы для развития личной свободы и индивидуальности, но будучи односторонними, могут привести только к усилению недопонимания и разделения между людьми». Сидя вместе с другими и обмениваясь рассказами о нашей жизни — в атмосфере внимательного слушания и говорения — создается сердечное пространство, благодаря которому растет заинтересованность в слушании других людей, что приводит, в итоге, к развитию сознательных социальных сил.

Самый существенный опыт, который люди могут взять собой с биографического семинара часто состоит в том, чтобы развить их способность встречать других людей с терпимостью, состраданием и доверием, что в результате дает нам самим возможность быть понятыми другими. Когда другие слушают нас с вниманием, без критики, анализа или любопытства, когда они встречают нас с открытым сердечным интересом к тому кто мы есть, к тому что мы говорим, их слушание облегчает нашу встречу с самим собой, и мы можем выразить себя более четко и уверенно. Другие часто слышат наши поиски и воспринимают то, что лежит за событиями нашей жизни лучше, чем мы сами, и когда они отражают это нам, мы чувствуем, что нас увидели и поняли. Мы можем сделать это для других; слушать других часто дает нам новые перспективы в нашей собственной жизни. Мы можем также оставить свои мысли и чувства и слушать с внутренней тишиной по отношению к другому человеку, что дает нам возможность «побывать в его туфлях», идти его путем в мире, объединяя себя с его опытом. Мы можем получить жизнь других как дар, который пробуждает в нас чудо и признание ценности уникальности их жизненного пути, что часто дает нам новые перспективы в нашей жизни.

Преобладающий опыт биографического семинара, часто состоит как раз в том, чтобы видеть других и быть увиденным. Быть увиденным — это благословение, которое порождает в нас новые силы, чтобы услышать наши глубочайшие намерения, мужество, чтобы искать то, к чему стремится наше сердце и готовность взять на себя ответственность за нашу жизнь. Чтобы действительно увидеть другого нам нужно воображение. Джон Китс писал: «Я не уверен ни в чем, кроме святости сердечной любви и истины воображения. Воображение схватывает красоту, которая является истиной». Биографическая работа пробуждает эту способность воображения, способность видеть «глазами» сердца. И только «глазами» сердца, мы можем воспринимать наши собственные смысл и потенциал, равно как смысл и потенциал других, смысл кармы и переплетения наших судеб. Метод работы с биографией имеет важное значение, если это путь к пробуждению чувства кармической реальности.

Прежде всего нам нужно работать с картинами событий и опыта нашего прошлого, с преданностью ко всем подробностям ситуации, и как будто издалека, так как будто мы были наблюдатели в отношении самих себя. Мы должны наблюдать нашу жизнь с непредвзятостью и дисциплина, избегая интеллектуальных суждений, анализа, интерпретации, без эмоциональных всплесков, скорее как бескорыстный очевидец, позволяя проявиться тому, что говорит нам каждый феномен жизни.

Каждый опыт нашей жизни содержит тайну нашего существования. Это кристаллизация, конденсат прошлого и будущего, кем мы были, и кем можем стать. Когда наш опыт остается непереваренным и неинтегрированным, он бессознательно работает в нас, определяя нашу жизненною энергию и внимательность и постоянно мешая нашей встрече с миром. Прошлый опыт выступает в качестве экрана, через который фильтруется внешний мир; Мы встречаем настоящее через то, что случилось с нами в прошлом, через неуверенность, страх и бремя прошлого: через чувство одиночества, которые мы пережили в 9 лет или злость, которую мы испытывали в 14 лет и т.д. Мы смотрим в мир, но видим только себя самих: наш эгоизм постоянно укрепляется.

Однако когда мы делаем необычное и большое усилие сделать наши воспоминания более осознанными и заново воссоздаем их через наше свободное мышление, мы тем самым позволяем проявиться тому, что в этом событии существенно и растворяем все остальное, несущественное. Таким образом мы перевариваем и отпускаем наше прошлое, так что мы можем стать свободными от прошлого. Мы «убираем эго из своего опыта»  и благодаря этому можем встретить мир открыто и непосредственно. Наше обычное, основанное на памяти чувство расширяется к тому, что Рудольф Штайнер называет «память воли». то есть, мы начинаем пробуждаться к реальности кармы, встречая ее изнутри и извне, через нашу конституцию, темперамент, симпатии и антипатии, способности, привычки ума и отношение сердца; встречая эту реальность во всех людях и в событиях, которые приходят к нам. Мы начинаем ощущать нашу жизнь не как что-то случайное и беспорядочное, что происходит с нами, но как уникально разворачивающуюся историю, которая принадлежит нам и как то, что мы сами создали и воплотили, включая испытания, трудности и препятствия. Мы начинаем понимать, что наши встречи также не случайные события, но результат наших намерений и решений, сформированных вместе с другими людьми для того, чтобы что-то разрешить или предпринять шаги к последующему развитию.

Работая с нашей биографией, мы можем поставить себя в различных жизненных ситуациях в центр нашего сознания, но есть и другой подход, когда мы сосредоточиваем наше внимание на всех людях, которые были частью нашей жизни, и влияли на наше развитие. Многие люди, с кем мы встречались в жизни, перемещаются в центр нашего внимания, и мы рисуем картину, кто они были, их внешний и внутренний путь, их идеалы и поступки и их особое влияние на нашу жизнь, и как это живет в нас сейчас. Если мы практикуем это часто по поводу различных встреч нашей жизни, мы постепенно научаемся забыть себя и начинаем осознавать, сколь многим в нашей жизни мы обязаны другим, и что вся душевная суть нашей жизни была создана и продолжает создаваться другими.

Это постепенно пробуждает нас к тому факту, что мы взаимосвязаны друг с другом и со всем миром, что наши радости и возможности могут быть связаны с ограничениями и страданиями для других, что шаги, которые мы принимаем в нашем собственном развитии могут открыть двери для кого-то еще. Это приводит нас к чувству благодарности — благодарности другим людям и духовным силам, которые приносят нам нашу жизнь, даже с болью и препятствиями, за все, что приходит к нам и обогащает нас. Постепенно благодаря работе по поводу самих себя мы приходим к пониманию, что в испытываемых нами трудностях скрыты наши конкретные задачи и возможности.

Работая со своей биографией таким образом, отделяя себя и становясь свидетелем собственного опыта, рисуя образы людей в нашей жизни мы обнаруживаем, как наше развитие зависит от других, мы пробуждаемся на новый уровень интереса к людям, которых мы встречаем в настоящем. Это помогает встречать людей, оставаясь свободными от наших обычных симпатий и антипатий. Мы можем видеть более четко, кто они в их реальности и что мы можем сделать возможным для них, а также то, что они приносят нам и что мы должны делать друг с другом в будущем.

Когда мы обозреваем свою жизнь и исследуем собственную биографию, мы осознанно участвуем в деятельности, которой мы заняты каждую ночь во сне и после смерти, когда мы смотрим назад на события нашей дневной жизни для того, чтобы собрать, оценить и переработать плоды нашего прошлого в новые задачи и возможности будущего развития. Мы делаем это с нашими кармическими компаньонами и с духовными иерархиями, которые деликатно заботятся о нашем постоянном развитии в ходе раскрывающегося процесса человеческой, земной и космической эволюции. Мы особым образом работаем с Христом, творцом кармы, который прожив человеческую жизнь на земле, прошел через смерть, соединив себя с Землей и сделал возможным для всех людей на Земле быть творцами их собственной жизни и инициаторами для других.

Таким образом, когда мы работаем с материалом нашей жизни и становимся заинтересоваными в историях других людей, мы сознательно делаем то, что мы делаем после смерти и в режиме сна. Благодаря этой деятельности мы связываем ночной мир с дневным. Мы вступаем в диалог с существами, заинтересованными в создании нашей судьбы, так что они взаимодействуют с нами и укрепляют нашу деятельность. Мы связываемся с Христом, который работает в сфере эфирной земли и доступен в качестве источника поддержки и преобразования всех людей сегодня. Мы тем самым создаем условия для нашей судьбы прийти в движение; необходимость приходит все больше и больше в сферу нашей свободы. Работая с нашей биографией, мы движемся от бытия зевак жизни, жертв обстоятельств, к бытию творцов своей биографии, ответственных вместе с другими и с иерархиями за становление нашего будущего.

Даже в пространстве коротких 4х дней семинара возможно получить опыт «развязывания» кармических узлов, видя, как то, что застряло, приходит в движение. Поверхностные трудности растворяются или разрешаются; могут возникнуть возможности для новой работы, неожиданные телефонные звонки или письма позволяют возобновить контакт после долгого времени отчуждения; звучат слова о принятии или прощении. Когда люди работают по поводу своих жизненных вопросов, это излучается вовне, касаясь отсутствующих друзей, коллег и семьи и вызывает небольшие шаги и изменения в мыслях и чувствах, которые затем передаются обратно тем, кому они адресованы.

Так работа с биографией может пробудить в нас осознание незаметных чудес, которыми заполнены наши дни. Это тренирует нас в терпении, учит нас, что мы должны ждать чтобы что-то могло раскрыть себя. Это требует и прививает настроение почтения и уважения ко всем деталям наших человеческих историй, которые по сути являют собой проявления кармы, духовных существ и сферы действий высших иерархий. После интенсивной работы над своей биографией, одна женщина пришла к убежденности в том, что «наши жизни находятся под водительством». Она обнаружила, что биографическая работа является внутренним обучением, из которого «формируется новый человек», что это необходимость, благодаря которой мы можем двигаться в направлении раскрытия нашего истинного потенциала и свободы. Это большая цель; и практическая работа, помогая людям приблизиться к своим идеалам, одновременно приводит к тихой признательности за формирование новых представлений о мире и за те небольшие конкретные шаги, которые могут быть приняты. Люди обычно не становятся более само отождествленными, скорее, они приобретают опыт большей открытости в отношении своего места в мире и своей ответственности.

Сделать нашу жизнь предметом исследования и говорить с совершенно незнакомыми людьми, о личных аспектах нашей жизни, не является естественной активностью для современного человека. Как любое кармическое исследование это требует бесконечных усилий. Гораздо легче поддерживать наш обычный подход к жизни, судя об опыте исходя из наших предрассудков и эмоции, симпатий или антипатий в отношении того, что «случилось со мной», ощущая «справедливость или несправедливость» случившегося. Чтобы стать самоотверженным свидетелем нашей собственной жизни, создать конкретные подробные картины, наблюдая их как наблюдатель со стороны, требуется упражнять и расширять способности нашей души, чтобы они позволили выражать истинное положение дел и стали органом восприятия мира. Работая с собственной биографией и слушая других людей, мы обучаем наше мышление и создаем условия для развития его существа – способности видеть глубоко, ясно, с любовью к происходящему, что дает нам возможность встречать других людей с толерантностью и интересом.

Когда мышление становится образным, события, поворотные точки, встречи, радости и страдания в нашей жизни становятся все более прозрачными, показывая смысл происходящего. И так как мы находим внутреннее обоснование этих внешних обстоятельств, мы приходим к возможности признания и прощения, сострадания своей судьбе и судьбе других. Это приводит нас к новому доверию и уверенности в жизни, из которого могут родиться новые идеалы и энтузиазм для выполнения задач, к которым стремится наша душа.

Когда мы приходим к идентификации с собственной биографией, мы обнаруживаем свое истинное Я, с его уникальной историей и будущим, которое всегда является новым, и мы можем действовать все более глубоко из этого истинного Я. Мы можем войти в контакт с намерениями, которые привели нас в эту жизнь, в конкретную семью, сообщество и место, чтобы внести свой вклад в мир из данных нам возможностей, таким образом, чтобы объявить о нашей любви и преданности к миру. Встречаясь и борясь с самим собой, наше Я расширяется так, что мы в состоянии принять и поддерживать других людей. Работая над нашим собственном развитием, наша жизнь становится субстанцией для других, источником света и тепла, который излучается в мир. И только когда мы можем повернуться в любви к миру, наше истинное Я, в его полной кармической реальности будет показано нам.

Ссылки на литературу:

Sheehy, Gail, New Passages, Mapping Your Life Across Time, Random House, N.Y. 1995, p.15

Steiner, Rudolf, Social & And Social Forces, Mercury Press, N.Y.1992. (GA 186) esp pp.12-15

Letters of John Keats, ed. By Robert Gittings, Oxford University Press, pp. 36-37, «To Benjamin Bailey, 22 November 1817″.

Steiner, P.udolf Social & Anti Social Forces, op. cit. p 14.  Steiner, Rudolf, Theosophy, An Introduction to the Supersensible Knowledge of the World and the Destination of Man, Rudolf Steiner Press, London 1989. (GA 9) pp 16-67

2019-02-18T13:12:59+00:00Рубрики: Биографический метод|